ЭРДНИЕВ БОТИ (БОРИС) ДОРДЖИ-ГАРЯЕВИЧ

ЭРДНИЕВ БОТИ (БОРИС) ДОРДЖИ-ГАРЯЕВИЧ

Боти Дорджи-Гаряевич родился в 1913 году в хотоне Могата Яндыко-Мочажного (позже Приволжского) улуса, в котором находился известный на всю республику рыбзавод.

В 1936 году Боти Эрдниев занял первое место на олимпиаде рыбаков Приволжского, Долбанского и Лаганского районов и был приглашен на смотр художественной самодеятельности в Астрахани. Там он тоже отличился, и его с другими одаренными молодыми людьми направили в Москву для участия в большом театрализованном концерте на Красной площади.

В следующем, 1937 году, талантливого двадцатичетырехлетнего Боти Эрдниева пригласили в Элисту, и он стал солистом ансамбля песни и танца Калмыкии. Ему несказанно повезло с художественным руководителем ансамбля Н. К. Рябченко и балетмейстером А. М. Ованесяном, которые много помогли ему в совершенствовании профессионального мастерства. Вскоре в ансамбль пришел талантливый композитор-мелодист Сангаджи-Гаря Дорджин. Танцевальными партнерами Эрдниева были Лиза Шалаева, Чимид Бадминов, Люся Бембетова и другие.

Из воспоминаний народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева:

«Самым знаменательным событием своей жизни Боти Эрдниев считал встречу с великим магом танца Игорем Моисеевым. В 1940 году Боти в числе других калмыцких артистов участвовал в большом концерте в Москве. Моисеева привлекло мастерство Боти Эрдниева, он пригласил его в мастерскую Большого театра. Окружив кольцом калмыцкого танцора, Моисеев и его артисты попросили Эрдниева повторить ишкимдык и отдельные элементы — прискоки и прыжки, пружинистые приседания и дробь каблуками. Игорь Алексеевич внимательно следил за танцем и делал записи в тетради. В результате, известно, в репертуаре ансамбля танца Моисеева появился калмыцкий танец «Ишкимдык», который был исполнен на многих сценах мира».

Как вспоминал сам Игорь Моисеев, торгудский танец является одной из первых его хореографических миниатюр и поставлен им еще до войны, в самом начале профессиональной карьеры. «В нем отражен характер калмыков не только из его танцев, но и из истории, традиций и обычаев. Из большого количества материала мы создали один вариант, в который входят типичные элементы, все мелкое отброшено. В танце важна логически развитая четкая мысль, образная и яркая, неразрывная и стремительная…»

В 1940 году Боти Дорджи-Гаряевич Эрдниев был удостоен звания заслуженного артиста Калмыцкой АССР.

На талантливого, яркого и красивого артиста не мог не обратить внимания народный художник СССР Владимир Андреевич Фаворский, приехавший в Калмыкию для сбора материала для иллюстрации калмыцкого эпоса «Джангар». Попросив позировать Боти Эрдниева для образа богатыря Хонгора, Фаворский оставил нам портрет артиста в самом расцвете его творческой карьеры.

Во время Отечественной войны заслуженный артист Эрдниев пошел защищать свою Родину. Служил в 99 дивизии. Был отозван в звании сержанта 20.04.1944 года из Житомира и отправлен в Широклаг на Косьву-реку.

В 1957 году Боти Эрдниев с семьей из далекой Хакассии вернулся на родину и обосновался в Элисте. К его радости, возродился ансамбль песни и танца. Его возглавил талантливый организатор, заслуженный артист РСФСР Н. Ц. Эрендженов, а художественным руководителем стал заслуженный артист Литовской ССР Я. А. Абрамис. В танцевальную группу набрали способную молодежь: Александра Улинова и Эмбу Манджиева, Петра Надбитова и Баатра Шалхакова, Лидию Замбаеву и Марию Тоташеву и других.

Наряду с работой танцором ансамбля, Боти Эрдниев стал ассистентом балетмейстера. Боти Дорджи-Гаряевич учил молодежь танцам, ему помогал Сангаджи Лиджиев – такой же искусный и виртуозный танцор. Они вместе танцевали «Ишкимдык» в числе восьми танцоров, остальные из которых были молодежь.

Широклаг отозвался астмой. Из-за этой болезни впоследствии артист ушел из любимого «Тюльпана» в Государственный драматический театр имени Б. Басангова.

Умер он в 1980 году, но до конца жизни преданно служил калмыцкому танцевальному искусству. 

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...