НАРМА ЦЕДЕНОВИЧ ЭРЕНДЖЕНОВ

НАРМА ЦЕДЕНОВИЧ ЭРЕНДЖЕНОВ

Нарма Эрендженов родился 2 января 1911 г.

В 1922 году его определили в школу-интернат. Но по случаю пожара, в результате которого сгорело здание школы, окончить учебу не удалось. Тогда бабушка отдала его в детский дом, где он воспитывался до 1924 года. Когда старшая сестра Нармы вышла замуж, она забрала мальчика себе, и вместе они нанимаются в батраки к зажиточным селянам. Так, с болью в сердце, пришлось расстаться со школой, заменив ученический карандаш палкой пастуха. «Но мечта о школе, об учёбе не покидала меня никогда» – напишет через много лет. В 15 лет Нарма возвращается в школу села Малые Дербеты, заканчивает ее и поступает в 1931 году в Саратовский межобластной кооперативный институт. Увы, учебу из-за трудного материального положения пришлось оставить. Нарма Эрендженов возвращается в Калмыкию и устраивается в Сарпинский райпотребсоюз статистиком-экономистом.

В ноябре 1934 года УОНО проводит набор в Калмыцкий техникум искусств в Астрахани. Н. Эрендженова принимают на второй курс театрального отделения.

В 1936 году пьесой X. Сян-Белгина «Борец-сирота» открывается Калмыцкий профессиональный театр, Н. Эрендженов играл роль нойона Эмгн Убуши. За период работы в театре актер Эрендженов исполняет разноплановые роли: Сганарель в «Мнимом рогоносце» Ж-Б. Мольера, немецкий резидент Галкин в «Очной ставке» братьев Тур и Шейнина, профессор Горностаев в «Любови Яровой» К. Тренева, Джангр в «Бумбин орн» Б. Басангова и другие. Известен фотоснимок Н. Эрендженова в роли Джангра, поражают тонкость черт лица актера, особая одухотворенность облика и возникает сожаление от того, что не пришлось увидеть его на сцене...

Из рецензии заслуженного деятеля искусств Калмыцкой АССР Б. Эрдниева на спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони режиссера Л. А. Викторова: «… Роль Труффальдино играет заслуженный артист РСФСР Н. Эрендженов, который создал яркий, запоминающийся образ. Особенного комического эффекта Н. Эрендженов достигает в сценах размышления Труффальдино о различных профессиях, заклейке случайно вскрытого конверта письма Беатриче и, наконец, в сцене прислуживания господам во время обеда. Здесь мимика и жесты актера настолько выразительны, что зрительный зал беспрерывно хохочет...».

Знакомство с рецензиями спектаклей в период с 1936 по 1944 годы, с дневниковыми записями Н. Эрендженова укрепляет в мысли, что он всегда был больше, чем просто артист, лицедей. Склад его личности, постоянное стремление к знаниям не могли удовлетвориться только актерской работой… Уже в 1940 году Н. Эрендженов выступает в качестве режиссера спектакля «Сын народа» по пьесе Ю. Германа, делает переводы пьес на калмыцкий язык, осуществляет художественное руководство театром до 1944 года. Через много лет первый режиссер калмыцкого театра, заслуженный деятель искусств России А. Гольтфельд, вспоминая о поре создания театра, напишет: «… Столько времени прошло с тех пор, столько испытаний выпало на долю калмыцкого народа, а первые встречи со студийцами, встречи в новом степном городе Элисте стоят перед глазами: вижу молодого, не по годам серьезного и по-восточному сдержанного Нарму Эрендженова...».

Талант актера был по достоинству оценен руководством республики: в 1939 году Н. Эрендженову и У. Лиджиевой, первым из калмыцких артистов, присваивается почетное звание заслуженных артистов КАССР, а в 1940 году, к 20-летию калмыцкой государственности, Н. Эрендженов первым в республике удостаивается высокого звания «Заслуженный артист РСФСР».

В шестидесятых годах, после недолгой работы в управлении культуры КАССР, Н. Эрендженов назначается директором ансамбля «Тюльпан». За четыре года, практически на «голом месте», был создан новый художественный коллектив. По состоянию здоровья Нарма Цеденович рано ушел на пенсию, но его творческая деятельность продолжалась. В качестве консультанта Минкультуры Н. Эрендженов редактирует сборники калмыцких песен. Созданный им в содружестве с композитором М. Грачевым сборник сегодня – библиографическая редкость. Всего Нармой Цеденовичем отредактировано пять музыкальных сборников, активное участие он принимал и в работе по созданию грампластинок калмыцкого литературного, музыкального фольклора, записей исполнителей песен в 70-80-х годах.

3 июля 2001 года в возрасте 90 лет Нарма Цеденович покинул этот мир.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...